Алан (alanwitjas) wrote,
Алан
alanwitjas

Categories:

Фридрих Ницше - молчание Заратустры

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше 15.10.1844 – 25.08.1900
"Все что ты любил — разочаровало тебя.
Разочарование стало твоей привычкой,
и твоя последняя любовь, которую ты называешь
"любовью к истине" должно быть и есть
— любовь к разочарованию.

Фридрих Ницше"

Мне кажется, что Фридрих Ницше так и остался неверно понятым.

Его «женят» с фашизмом, а Гитлера считают его почитателем, приписывают ему сатанинское ненавидение христианства – в общем, рисуют демоном во плоти.

Когда, в конце 80-ых в Германии показали фильм про него, то это впечататление только было закреплено в умах зрителей.

Но так ли это?
[Продолжение]
В СССР и союзных ему странах книги Фридриха были запрещены. Очевидно из-за его нелестных высказываний о социализме. Но не было ли в тех высказываниях пророческого видения той реакционной природы, зарождающегося примерно в те времена поколения «национал-социалистов»?


"Сло­во «свер­хче­ловек» для обоз­на­чения в выс­шей сте­пени удав­ше­гося ти­пажа, в про­тиво­полож­ность «сов­ре­мен­ным» лю­дям, «доб­рым» лю­дям, хрис­ти­анам и про­чим ни­гилис­там — сло­во, ко­торое в ус­тах За­ратус­тры, ис­тре­бите­ля мо­рали, зас­тавля­ет за­думать­ся, — поч­ти пов­се­мес­тно с пол­ней­шей не­вин­ностью вос­при­нима­лось в смыс­ле тех цен­ностей, про­тиво­полож­ность ко­торым бы­ла яв­ле­на в об­ра­зе За­ратус­тры: я хо­чу ска­зать, как «иде­алис­ти­чес­кий» тип выс­шей по­роды лю­дей, на­поло­вину «свя­той», на­поло­вину «ге­ний»... Про­чее учё­ное быд­ло за­подоз­ри­ло ме­ня из-за не­го в дар­ви­низ­ме. На­ходи­ли в нём да­же столь ре­шитель­но от­верга­емый мною «культ ге­ро­ев» Кар­лей­ля, это­го раз­ма­шис­то­го из­го­тови­теля фаль­ши­вок на ни­ве зна­ния во­ли. Те, ко­му я шеп­тал на ухо, что ско­рее в нём мож­но ви­деть Че­заре Бор­джа, чем Пар­си­фаля, не ве­рили сво­им ушам. — На­до прос­тить мне, что я от­но­шусь без ма­лей­ше­го лю­бопытс­тва к от­зы­вам о мо­их кни­гах, осо­бен­но в га­зетах. Мои друзья, мои из­да­тели зна­ют об этом и ни­ког­да не го­ворят мне ни о чём по­доб­ном. В од­ном толь­ко осо­бом слу­чае я уви­дел од­нажды во­очию все гре­хи, со­вер­шённые в от­но­шении од­ной-единс­твен­ной кни­ги — то бы­ла «По ту сто­рону доб­ра и зла»; я мог бы не­мало рас­ска­зать об этом. По­думать толь­ко: «Nationalzeitung» (прус­ская га­зета, к све­дению мо­их инос­тран­ных чи­тате­лей, — сам же я, с поз­во­ления, чи­таю толь­ко «Journal des Debats») умуд­ри­лась на пол­ном серь­ёзе вос­при­нять эту кни­гу как «при­мету вре­мени», как бра­вую пра­вую юн­кер­скую фи­лосо­фию, ко­торой не­дос­та­вало раз­ве что му­жес­тва «Kreuzzeitung»..."

Фридрих Ницше


Мне в произведениях Ницше видится жизнеутверждающий призыв к самосовершенствованию. К обретению внутренней чистоты и свободы. Напоминание о том, что ЧЕЛОВЕК – это звучит гордо.

Никакого национализма я там не обнаружил. Разве что некоторое презрение к немцам, хоть это и может показаться неожиданным.

Очевидно, что, родная сестра Фридриха, Елизабет не показывала Гитлеру все рукописи, хранящиеся у нее в сейфе, иначе фюреру могло бы сильно не понравиться, написанное там.
Она очень умело построила свой прибыльный бизнес на сочинениях брата, выбирая на потребу идеологов фашизма нужное и скрывая неугодное. Она даже создала компиляцию «Воля к власти», приписав ее создание своему брату.


"...Но здесь нич­то не дол­жно по­мешать мне стать гру­бым и выс­ка­зать нем­цам па­роч­ку су­ровых ис­тин: кто же ещё сде­ла­ет это, ес­ли не я? — Я го­ворю об их раз­вра­те in historicis. Не­мец­кие ис­то­рики не толь­ко ут­ра­тили ши­рокий взгляд на ход, на цен­ности куль­ту­ры, все они не толь­ко яв­ля­ют­ся шу­тами по­лити­ки (или цер­кви), но да­же под­верга­ют ос­тра­киз­му этот ши­рокий взгляд. На­до преж­де все­го быть «нем­цем», «ра­сой», тог­да уже мож­но при­нимать ре­шения о всех цен­ностях и не-цен­ностях in historicis — ус­та­нав­ли­вать их... «Не­мец­кое» есть ар­гу­мент, «Deutschland, Deutschland über alles» есть прин­цип, гер­манцы суть «нравс­твен­ный ми­ропо­рядок» в ис­то­рии; по от­но­шению к imperium Romanum — но­сите­ли сво­боды, а по от­но­шению к во­сем­надца­тому сто­летию — рес­тавра­торы мо­рали, «ка­тего­ричес­ко­го им­пе­рати­ва»... Су­щес­тву­ет им­пер­ская не­мец­кая ис­то­ри­ог­ра­фия, я бо­юсь, что су­щес­тву­ет да­же ан­ти­семит­ская, — су­щес­тву­ет прид­ворная ис­то­ри­ог­ра­фия, и гос­по­дину фон Трей­чке не стыд­но... Не­дав­но все не­мец­кие га­зеты под ви­дом «ис­ти­ны» обош­ло иди­от­ское мне­ние in historicis, те­зис, к счастью, усоп­ше­го эс­те­тичес­ко­го шва­ба Фи­шера, с ко­торым обя­зан-де сог­ла­сить­ся вся­кий не­мец: «Ре­нес­санс и Ре­фор­ма­ция вмес­те об­ра­зу­ют од­но це­лое — эс­те­тичес­кое воз­рожде­ние и воз­рожде­ние нравс­твен­ное». — От та­ких те­зисов моё тер­пе­ние под­хо­дит к кон­цу, и я ис­пы­тываю не­малое же­лание, я ощу­щаю это да­же как обя­зан­ность — ска­зать на­конец нем­цам, что у них уже ле­жит на со­вес­ти. У них на со­вес­ти все ве­ликие прес­тупле­ния про­тив куль­ту­ры, со­вер­шённые за че­тыре сто­летия!.. И всег­да по од­ной при­чине: из-за их глу­бочай­шейтру­сос­ти пе­ред ре­аль­ностью, ко­торая од­новре­мен­но яв­ля­ет­ся тру­состью пе­ред ис­ти­ной, из-за их, став­шей у них ин­стинктом, не­чес­тнос­ти, из-за «иде­ализ­ма»... Нем­цы ли­шили Ев­ро­пу жат­вы, смыс­ла пос­ледней ве­ликой эпо­хи, эпо­хи Ре­нес­санса, в тот мо­мент, ког­да выс­ший по­рядок цен­ностей, ког­да бла­город­ные, жиз­не­ут­вер­жда­ющие и ру­ча­ющи­еся за бу­дущее цен­ности одер­жа­ли по­беду в ста­не про­тиво­полож­ных, упа­доч­ни­чес­ких цен­ностей, — вплоть до са­мых ин­стинктов тех, кто в нём на­ходил­ся! Лю­тер, это прок­лятье в мо­нашес­ком об­ли­чии, ре­ани­миро­вал цер­ковь и, что в ты­сячу раз ху­же, хрис­ти­анс­тво — в тот мо­мент, ког­да оно бы­ло по­беж­де­но... То са­мое хрис­ти­анс­тво, это став­шее ре­лиги­ей от­ри­цание во­ли к жиз­ни!.. Лю­тер, не­воз­можный мо­нах, не смог­ший им быть, ко­торый по при­чине этой сво­ей «не­воз­можнос­ти» на­пал на цер­ковь и — сле­дова­тель­но! — ре­ани­миро­вал её... У ка­толи­ков бы­ли бы ос­но­вания ус­тра­ивать праз­днества в честь Лю­тера, со­чинять пред­став­ле­ния в честь Лю­тера... Лю­тер — и «нравс­твен­ное воз­рожде­ние»! К чёр­ту всю пси­холо­гию! — Без сом­не­ния, нем­цы — иде­алис­ты. — Дваж­ды, в то са­мое вре­мя, ког­да с ко­лос­саль­ной от­ва­гой и са­моп­ре­одо­лени­ем был об­ре­тён прав­ди­вый, нед­вусмыс­ленный, со­вер­шенно на­уч­ный спо­соб мыш­ле­ния, нем­цы умуд­ря­лись отыс­кать околь­ные пу­ти к ста­рому «иде­алу», к при­мире­нию меж­ду ис­ти­ной и «иде­алом», в сущ­ности — фор­му­лы на пра­во от­ка­за от на­уки, на пра­во лжи. Лей­бниц и Кант — это два ве­личай­ших тор­мо­за ин­теллек­ту­аль­ной чес­тнос­ти Ев­ро­пы! — На­конец, ког­да на мос­ту меж­ду дву­мя сто­лети­ями décadence явил­ся форс-ма­жор ге­ния и во­ли, дос­та­точ­но силь­ный, что­бы соз­дать из Ев­ро­пы единс­тво, по­лити­чес­кое и эко­номи­чес­кое единс­тво в це­лях все­мир­но­го прав­ле­ния, нем­цы с их «вой­на­ми за сво­боду» ли­шили Ев­ро­пу смыс­ла, чу­дес­но­го смыс­ла, зак­лю­чён­но­го в су­щес­тво­вании На­поле­она, — от­то­го-то всё нас­ту­пив­шее, всё ны­не су­щес­тву­ющее у них на со­вес­ти: эта враж­дебней­шая куль­ту­ре бо­лезнь и ко­лос­саль­ная глу­пость под наз­ва­ни­ем на­ци­она­лизм, этот névrose nationale, ко­торым боль­на Ев­ро­па, это уве­кове­чение мел­ких го­сударств Ев­ро­пы, мел­кой по­лити­ки. Они ли­шили Ев­ро­пу са­мого её смыс­ла, еёра­зума — они за­вели её в ту­пик. — Зна­ет ли кто-ни­будь, кро­ме ме­ня, путь из это­го ту­пика?.. Не­малую за­дачу сно­ва свя­зать на­роды?..
И на­конец, от­че­го бы не дать сло­ва мо­ему по­доз­ре­нию? Нем­цы и в мо­ём слу­чае опять ис­про­бу­ют всё, что­бы из гран­ди­оз­ной судь­бы ро­дить мышь. Они до сих пор ком­про­мети­рова­ли се­бя на мне, и я сом­не­ва­юсь, что­бы в бу­дущем у них выш­ло что-ни­будь луч­ше. — Ах, как хо­телось бы мне ока­зать­ся здесь пло­хим про­роком!.. Мо­ими чи­тате­лями и слу­шате­лями ес­тес­твен­ным об­ра­зом уже сей­час яв­ля­ют­ся рус­ские, скан­ди­навы и фран­цу­зы, — бу­дет ли их всё боль­ше? — Нем­цы впи­сали в ис­то­рию поз­на­ния толь­ко двус­мыслен­ные име­на, они всег­да про­из­во­дили толь­ко «бес­созна­тель­ных» фаль­ши­вомо­нет­чи­ков (Фих­те, Шел­линг, Шо­пен­га­уэр, Ге­гель, Шлей­ер­ма­хер зас­лу­жива­ют это­го име­ни в той же ме­ре, что и Кант и Лей­бниц; все они толь­ко шляй­ер­ма­херы: они ни­ког­да не дож­дутся чес­ти, что­бы пер­вый прав­ди­вый ум в ис­то­рии мыс­ли, ум, в ко­тором ис­ти­на вер­шит суд над че­кан­кой фаль­ши­вых мо­нет, ко­ей про­мыш­ля­ли на про­тяже­нии че­тырёх ты­сяче­летий, отож­дест­влял­ся с не­мец­ким ду­хом. «Не­мец­кий дух» — это мой дур­ной воз­дух: мне труд­но ды­шать в этой, став­шей ин­стинктом, не­чис­топлот­ности in psychologicis, ко­торую вы­да­ёт каж­дое сло­во, каж­дая ми­на нем­ца. Они ни­ког­да не про­ходи­ли че­рез сем­надца­тый век су­рово­го са­мо­ис­пы­тания, как фран­цу­зы, — ка­кой-ни­будь Ла­рош­фу­ко, ка­кой-ни­будь Де­карт сток­рат пре­вос­хо­дят прав­ди­востью луч­ше­го нем­ца, — у них до сих пор не бы­ло пси­холо­гов. Но пси­холо­гия — это поч­ти мас­штаб для чис­топлот­ности или не­чис­топлот­ности ра­сы... А ес­ли нет да­же чис­топлот­ности, то ка­кая тут мо­жет быть глу­бина? У нем­ца, как у жен­щи­ны, не доб­рать­ся до ос­но­вания, он не име­ет его: вот и всё. Но при этом он да­же и не пло­сок. — То, что в Гер­ма­нии на­зыва­ет­ся «глу­боким», есть как раз тот ин­стинкт не­чис­топлот­ности в от­но­шении се­бя, о ко­тором я сей­час го­ворю: не хо­тят в се­бе ра­зоб­рать­ся. Не впра­ве ли я пус­тить в обо­рот сло­во «не­мец­кий» как меж­ду­народ­ную мо­нету для обоз­на­чения этой пси­холо­гичес­кой ис­порчен­ности? — В нас­то­ящий мо­мент, нап­ри­мер, не­мец­кий кай­зер на­зыва­ет сво­им «хрис­ти­ан­ским дол­гом» ос­во­бож­де­ние ра­бов в Аф­ри­ке: сре­ди нас, дру­гих ев­ро­пей­цев, это на­зыва­лось бы прос­то «не­мец­ким»... Соз­да­ли ли нем­цы хоть од­ну кни­гу, в ко­торой бы­ла бы глу­бина? У них нет да­же по­нятия о том, что мо­жет быть глу­боко­го в кни­ге..."


Фридрих Ницше


Так может стоит каждому, кто желает составить себе мнение о философе, ознакомиться с его произведениями и, уже на основании этого, сделать собственные выводы?

Пусть в 45 лет он сошел с ума и прожил оставшиеся 11 во мраке безумия. Кто знает, в каких мирах жила его мятежная душа, пока тело было в этом мире?


«Я знаю свой жре­бий. Ког­да-ни­будь с мо­им име­нем бу­дет свя­зывать­ся вос­по­мина­ние о чём-то чу­довищ­ном — о кри­зисе, ка­кого ни­ког­да не бы­вало на зем­ле, о глу­бочай­шей для со­вес­ти кол­ли­зии, о вы­боре, сде­лан­ном про­тив все­го, во что до сих пор ве­рили, че­го тре­бова­ли, что ос­вя­щали. Я не че­ловек, я ди­намит.»

Фридрих Ницше
Tags: friedrich nietzsche, Ницше, философия
Subscribe
promo alanwitjas february 20, 2015 20:31 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Речь здесь пойдет не о политике, не о финансах, не о злободневных темах повседневности. Сие есть лишь странное вторжение параллельных миров в рутинную повседневность. Но и вторжение это не наполняет жизнь смыслом, не делает ее иною, а лишь демонстрирует, что какими странными не казались…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments